Два крыла <Ночи>
Творчество группы "Ночь" является, на мой взгляд,
синтезом двух мощных направлений или стилей в современной
музыке. С одной стороны это, безусловно, эстетика "городского
романса" с темой любви и пейзажной лирикой, богатая
палитрой эмоциональных переживаний - от возвышенности до,
порой, отчаяния. В содержании отражаются жизнь города,
особенно, ночного, его ритмы и настроения, а наличие мотивов
дождя и осени только усиливают романтику восприятия
современного города.
Подстать лиричным текстам и музыкальная составляющая
их творчества, соответствующая стилю "городского романса".
Так, присутствует доминанта монофонического вокала над
полифонией с использованием, правда, иногда двухголосья. На
мой взгляд, это является уже традициями русского романса, не
имеющего припевов. В отличие от классической европейской
сонатной музыки или, скажем, афро-рока (где на первом плане
ритмичные удары барабанов, пронзительный звук, вокал - клич) в
"городской романсе" безусловное предпочтение отдается гитаре.
Ее звучанием передается весь характер музыки, в котором, как
мне кажется, секрет успеха группы "Ночь". В их музыке
слышны мотивы творчества таких корифеев как George Benson,
Al Di Meola, Sting, Blonker, The Shadows, The Hunters, Blood, Sweat
& Tears, Earth, Wind & Fire, в чьем творчестве нередко
присутствует и стиль "fusion" или "Jazz - rock". Последний
является второй составляющей творчества группы "Ночь".
В итоге получается весьма интересная бинарная смесь
"городского романса" с джаз-роком или даже традиционным
джазом, которая приносит свои плоды и присутствует,
практически, во всех альбомах группы, но, особенно, в
альбоме "Дождь за полночь" и в альбоме "Желание" (с его
прозрачной, почти воздушной музыкой). Эволюция группы
отражается в богатстве аранжировок, растущих от альбома к
альбому, в экспериментах с русской и восточной музыкой, в
разнообразии инструментального звукоряда.
Вообще, альбомы интересны вплетением и разных звуков, и
направлений от рок - баллад а-ля Scorpions и Uriah Heep до
лучших традиций эстрадной тематики в духе весьма
популярных в свое время, но сейчас подзабытых Аркадия
Хоралова, групп "Диалог" и "Круг". Коллектив группы "Ночь"
не боится разнообразия стилей. Это и утяжеленные блюзовые
мотивы в альбоме "Забытые"; и сочетание блюза и рокабилли в
альбоме "Всегда"; и new wave с электропопом в альбоме
"Хочешь?", который, как мне кажется, является шагом назад в их
творчестве, более отражая социальный заказ, нежели свое
собственное лицо; и dream - house в альбоме "Dance"; или даже
шансон c его ритмичным рисунком и характерными текстами в
альбоме "Два крыла". Интересен и эксперимент с детской
музыкой в познавательно-поучительном альбоме "Уроки о
дороге".
Слушаешь их и приходишь к выводу, что все им по плечу.
Разброс жанровой тематики, впрочем, указывает и на то, что
коллектив еще не нашел своих приемов музыкальной
стилизации, подражая, подчас, и "Машине Времени" и гр. Стаса
Намина, а кое-где и "Форуму". Наиболее удачным, на мой
взгляд, в плане их дальнейшего творчества является сочетание
"городского романса" и джаз-рока. Это те два крыла, которые
несут двух молодых людей вместе с нами в мир его Величества
музыки, не давая скатиться в мирскую суету будней. А это,
согласитесь, в наш век очень неплохо и необходимо.
Асхат Хафизов,
"музыковед"
Для экпресс-ознакомления (mp3) с творчеством группы "НОЧЬ"
жмите сюда.
Для полного знакомства выбирайте альбом,
а там уже конкретные композиции.